История создания Детского музыкального отделения при НМУ им.М.А.Балакирева

В 1972 г. при Горьковском музыкальном училище была организована Студия педагогической практики. Основная задача, которую ставили организаторы Студии Т.И. Калашникова, Е.А. Ромашова и Ю.С. Алексеев – обеспечить высокий уровень работы по практике студентов музыкального училища.

С 1978 г. заведующей практикой становится Е.Е. Вишневская. Руководителем практики на фортепианном отделении после Т.И. Пантелеевой начинает работать В.В. Еверская. Практику теоретиков ведет в эти годы З.З. Рудина. Постепенно уровень работы Студии становится таким же, как в ведущих школах города. Ко времени появления Приказа Министерства культуры о возможности открытия при средних специальных учебных заведениях детских музыкальных школ в Нижегородском музыкальном училище сложилась прочная база для создания собственной музыкальной школы.

С сентября 1989 г. была открыта Детская музыкальная школа при НМУ, в 2006 г. преобразованная в Детское музыкальное отделение Нижегородского музыкального колледжа имени М.А. Балакирева. Долгие годы отделением руководила преподаватель НМУ Е.Е. Вишневская. С 2015 года заведующей Детским музыкальным отделением назначена А.А. Киркина.

В настоящее время на отделении дети обучаются на струнных, духовых, народных инструментах и фортепиано. Общий контингент отделения – около 140 человек.

Направления работы детского музыкального отделения:

— начальное дополнительное образование детей в области музыкального и эстетического воспитания;

— интенсивное и полное развитие одаренных учащихся с целью наибольшей  преемственности в обучении между начальным и средним специальным звеньями музыкального образования в рамках единого учебного комплекса «школа – колледж»;

— высокий уровень подготовки поступающих в Колледж за счет прохождения периода адаптации и выравнивания не на первых курсах Колледжа, а в течение  школьного обучения;

— развитие ранней и успешной профессиональной ориентации поступающих. В отдельные годы из общего количества абитуриентов училища более 30% составляли выпускники Детского музыкального отделения;

— обеспечение базы для педагогической практики колледжа.

Особую область работы Отделения составляет инклюзивное образование – комплекс учебных занятий со слепыми детьми на базе Областной коррекционной школы III – IV типа им. Н.А. Островского, где с 1993 г. существует филиал отделения. Обучение там ведется по программам, которые не имеют аналогов в России и за рубежом. Уникальные авторские программы по обучению музыке детей-инвалидов созданы преподавателями отделения. Это направление работы, способствующее профессиональной и социальной  реабилитации детей-инвалидов, получило высокую оценку музыкальной общественности: Отделение было удостоено II премии на Всероссийском конкурсе «Балакиревский проект – 2006» в Москве.

Преподавательский состав отделения состоит из преподавателей НМК, профессоров консерватории, артистов музыкальных театров и оркестров Нижнего Новгорода, ведущих преподавателей других ДМШ Нижнего Новгорода. На Детском музыкальном отделении в разное время преподавали и преподают профессора Нижегородской консерватории Е.Д. Алексеева, Б.А. Альтерман, С.Н. Пропищан, В.Г. Старынин, Е.А. Флерова, Г.Б. Благовидова, Л.Д. Пучкова; преподаватели-методисты ДМШ № 8 И.В. Скрипкина, ДМШ № 9 – Заслуженный работник культуры России Т.П. Леонова. Много лет работе на отделении отдал Заслуженный работник культуры РФ, баянист М.Е. Мартынов. В настоящее время на отделении работают Заслуженные работники культуры РФ Н.Н. Фиш, Г.А. Фадеева,  Заслуженный артист РФ Е.Я. Полунин.

Большую учебную и методическую работу ведут основные преподаватели отделения Ю.В. Абрамычева, А.Ю. Беликов, Л.Н. Беликова, Д.В. Кондюрина, Е.В. Коростелева, О.Ю. Сильчук. На Детском музыкальном отделении осуществляется принцип сквозного руководства. Значительную организационную и творческую работу по обучению детей приходится выполнять заведующим отделениями колледжа и их помощникам.

За годы существования Детское музыкальное отделение закончили около 450 человек. Многие из них связали свою судьбу с музыкой.